На протяжении последних десятилетий независимые СМИ в России уничтожались системно и целенаправленно, уступая место провластным источникам. В Северо-Западном федеральном округе практически все крупнейшие медиа теперь связаны с государством. «Хроники.Медиа» исследовали, как это произошло, кто стоит за медиа и какие схемы использует власть для контроля информационного поля.

На протяжении многих лет российская власть систематически устраняла независимые медиа, превращая их в провластные инструменты. Отправной точкой этого процесса стал разгром телекомпании НТВ в начале нулевых. Это событие стало ключевым этапом в превращении демократического государства в диктатуру.

В первую очередь пострадали независимые федеральные медиа. После подавления федеральных СМИ, пришла очередь за региональными медиа. Независимые телеканалы, радиостанции и электронные медиа, существовавшие в регионах, были либо приобретены аффилированными с властью структурами, либо ликвидированы. Независимая повестка была заменена государственной пропагандой.

Следующим этапом стала борьба с независимостью интернета. Некогда независимая социальная сеть «ВКонтакте» оказалась в собственности структур «Газпрома». После этого началась чистка всех независимых медиа и критических голосов. Похожее происходило и с другими популярными интернет-площадками.

Сегодня российское информационное пространство оказалось под тотальным контролем государства. С началом полномасштабного вторжения России в Украину, российская власть завершила зачистку медиа-пространства, как на федеральном, так и на региональном уровне. Критические СМИ подвергаются блокировке, независимые журналисты арестам или уезжают в вынужденную эмиграцию, а любая альтернатива государственной линии подавляется.

Независимые медиа в регионах СЗФО

«Хроники.Медиа» решили разобраться с ситуацией вокруг региональных СМИ Северо-Западного федерального округа (СЗФО), чтобы понять, как контролируется региональное информационное пространство.

По данным Роскомсвободы, после начала полномасштабного вторжения в Украину более 10 тысяч интернет-ресурсов были заблокированы в России под предлогом военной цензуры. В их числе оказались и независимые медиа. Практически все СМИ, оставшиеся сегодня в регионах, полностью контролируются государством — это и телеканалы, и газеты, и радио, и интернет-медиа.

«Хроники.Медиа» проанализировали данные компании «Медиалогия» и изучили работу самых цитируемых медиа Северо-Западного федерального округа. Были отобраны по 10 самых цитируемых медиа каждого региона. В ряде регионов в исследование попало менее десяти СМИ (Новгородская область и Ненецкий автономный округ), а медиа Санкт-Петербурга и Ленинградской области изначально рассматривались вместе.

Из 90 самых цитируемых региональных медиа СЗФО 73 издания (81%) в той или иной мере связаны с властью или контролируются государством.

пропагандисты

Как государство контролирует региональные СМИ: собственность и госконтракты

Многие медиа напрямую принадлежат властям, в то время как другие контролируются через аффилированных владельцев, часто связанных с «Единой Россией» и госкомпаниями. Третьи получают госконтракты от региональных или местных властей на размещение контента определенной тематики — как правило, речь идет об освещении работы органов власти в регионе.

Примером служит Законодательное Собрание Вологодской области, где в контрактах напрямую оговариваются детали взаимодействия с редакцией:

«обязательное согласование Исполнителем информационного материала с Заказчиком… При этом Стороны признают, что согласование, предусмотренное настоящим техническим заданием, не является цензурой, вмешательством в деятельность редакции средства массовой информации или нарушением ее профессиональной самостоятельности, а направлено исключительно на исполнение обязательств…».

Эти СМИ используют официальную терминологию войны, не критикуют Путина и местных чиновников, а также продвигают «традиционные ценности» и службу на фронте в рамках пропагандистской повестки.

Чтобы понять, как именно функционируют региональные СМИ, «Хроники.Медиа» изучили сайты ведущих медиа каждого региона. Почти все они следуют одинаковой модели, освещая одни и те же темы в рамках пропагандистского направления.

В апреле 2024 года российский Институт развития интернета начал конкурс проектов для региональных СМИ, обещая победителям до 500 тысяч рублей. Но проекты должны были касаться заранее определенных государством тем: семья, наука, межконфессиональный мир и борьба с экстремизмом. Среди победителей были проекты с характерными названиями: «СВОи люди», «Национальная забота», «Белые журавли».

Деньги за пропаганду

В 2024 году из федерального бюджета планируется выделить 121,3 млрд рублей на поддержку медиа. В 11 регионах СЗФО на эти цели заложено ещё 7 млрд рублей. Эти деньги идут на продвижение провластной повестки, оправдание войны и восхваление местных чиновников.

Примером служит городская газета «Архангельск — город воинской славы», которая принадлежит администрации Архангельска. В 2023 году за публикацию материалов о работе руководства города редакция получила 3,5 млн рублей в рамках госконтракта.

И таких контрактов у провластных медиа было множество. В Ненецком автономном округе издание NAO24.RU, принадлежащее региональному бюджетному учреждению, в 2024 году выиграло тендер на 274 тысячи рублей на освещение работы властей Заполярного района. При этом править или редактировать информацию без согласования с заказчиком издание не имеет права.

Независимым места нет

В Карелии среди самых популярных медиа не осталось независимых. Самым цитируемым изданием некоторое время назад стало «Столица на Онего», которое потеряло свою независимость в 2023 году. Сначала у «Столицы на Онего» сменился собственник — им стал избравшийся от «Единой России» зампред регионального парламента и бизнес-партнер сенатора от региона Игоря Зубарева Илья Раковский. А через некоторое время место главного редактора заняла бывшая сотрудница пресс-службы Федеральной службы судебных приставов Карелии Татьяна Соколова. За последние годы из редакции ушли все критически настроенные журналисты.

Отсутствуют независимые СМИ среди самых цитируемых также в Вологодской области и Ненецком автономном округе. В Мурманской области только одно медиа — «ХибИнформБюро» — не аффилировано с властями, все остальные или контролируются ими, или работают по госконтрактам. Похожая ситуация и в Калининградской области.

Государство активно финансирует медиа, которые воспроизводят для аудитории нужную власти повестку вроде «семейных ценностей», перспективного политического курса России, российских военных-героев в Украине и самое главное и оплачиваемое — успехов местных администраций.

пропагандисты
пропагандисты
пропагандисты
пропагандисты
пропагандисты
пропагандисты
пропагандисты
пропагандисты
пропагандисты
пропагандисты
пропагандисты
пропагандисты
пропагандисты
пропагандисты

Телеграм-каналы — новое оружие пропаганды

Отдельная ниша провластной пропаганды отдана телеграм-каналам. Причем, рост их популярности начался вместе с вторжением России в Украину — люди стали искать альтернативу телевизионной пропаганде и нашли… пропаганду в телеграме.

пропагандисты
Источник: АНО «Левада-Центр»

Почти во всех регионах наибольшей популярностью пользуются каналы губернаторов (исключение — Карелия, Санкт-Петербург и Коми). В них неизменно упоминаются война (там её называют «СВО»), помощь военным и деятельность местных чиновников.

На втором месте по популярности — каналы местных политиков, чиновников, журналистов, каналы о новостях и событиях региона, в том числе Z‑каналы, каналы о дорожных происшествиях. Однако, как и в каналах глав регионов, они публикуют только выборочную информацию, в рамках «государственной линии».

Например, ни в одном из 10 наиболее читаемых телеграм-каналов северо-западных регионов нет упоминаний об обстреле детской больницы «Охматдет». Упоминаний о массовых убийствах российскими военными украинцев в Буче ненамного больше. В большей части телеграм-каналов об этом ничего нет. А те каналы, в которых события в Буче все же упоминались, писали об этом в русле государственной пропаганды:

«Бучи‑1,-2 — это выдумка больного сознания еврогейцев. И, кстати, где первая пыточная и чья она? Правильно: Гуантанамо и принадлежит США», — пишет телеграм-канал «Правда Поморья Z».

Местные СМИ в своих телеграм-каналах размещают в том числе материалы, которые редакции обязались публиковать в рамках контрактов с администрациями регионов или местными властями. И снова тут нет никакой критики властей.

Из ста изученных «Хрониками» популярных телеграм-каналов СЗФО только три называют войну войной, а не СВО.

***

В 2019 году Владимир Путин по-своему объяснил, зачем нужны СМИ:

«СМИ служат действенным механизмом общественного контроля. Активизируют прямой предметный диалог между гражданами и властью. И не только по делу, результативно критикуют её представителей, но и являются организаторами полезных инициатив».

Те россияне, кто полагается только на провластные СМИ и их социальные сети, рискуют не узнать правду о многих ключевых событиях. Большая часть медиа, включая региональные, говорят и пишут только то, что одобрено и профинансировано государством.

Светлана Мартова, для «Хроники.Медиа»

Редакция благодарит проект “Бенефициары войны” Содружества журналистов-расследователей – Фонд 19/29 за помощь при подготовке материала