Дело, которому Симонов посвятил свою жизнь, дело ЕГО Фонда защиты гласности и сейчас нужно профессиональному цеху. Да и стране в целом.… Черепаха ползет.
С гордостью вспоминаю, что был членом команды ФЗГ! Более того, редактировал журнал «Взгляд». То были времена, когда мы строили превосходные планы. Прямо по Льюису Кэрроллу: «простые и ясные, лучше не придумать». И, в отличие от Кэрролла, мы знали, как привести их в исполнение. В 2009 году Алексей Кириллович Симонов предложил мне создать в России первую школу блоггеров. Параллельно была создана школа журналистов-расследователей.
Есть расхожая шутка, что поколение старших ламповое, а молодежь – это цифровое. Так вот Симонов, который в одном из интервью называл себя «человеком с тремя биографиями» (востоковедом, кинорежиссёром и правозащитником) – всегда современен. Он абсолютно ясно представляет себе все, что было тогда, что происходит сейчас и наверняка знает, что будет потом. Эти школы были настолько своевременны и современны, что существуют до сих пор. Например, в том числе, в виде нашей организации – Содружества расследователей. Тогда у истоков стояли, кроме Симонова, Игорь Корольков, Павел Гутионтов, Галина Сидорова. Нашими лекторами были лучшие журналисты страны и лучшие блоггеры страны. Назову лишь несколько фамилий: Альберт Плутник, Борис Резник, вся «Новая газета» чуть ли не в полном составе. Были записаны видеолекции с участием Александра Бовина, Юрия Батурина, Михаила Ненашева, Леонида Шинкарева, Михаила Горбаневского… Нашими лекторами были Борис Акунин, Дмитрий Быков, Виктор Шендерович, Рустем Адагамов, Антон Носик, Олег Козырев, Иван Засурский, Роман Шлейнов, Зоя Светова, Людмила Телень… Нашими выпускниками были Роман Анин, Вера Челищева, Елена Костюченко, Дмитрий Флорин, Лариса Буракова, Олеся Шмагун…
Позже, когда наш Фонд поддержки расследовательской журналистики стал самостоятельной организацией, мы почти все мероприятия проводили совместно с Фондом защиты гласности. Также совместно мы проводили лекции в МГУ, когда еще существовал спецкурс по расследовательской журналистике имени Юрия Щекочихина. Интересный момент: наш Фонд 19/29 признали «иностранным агентом» из-за наших лекторов, мол, они формировали у слушателей негативное отношение к власти. А уже Фонд защиты гласности был признан «иноагентом» из-за того, что проводил свои семинары и школы совместно с нашим фондом.
Нагромождение абсурда продолжается: множатся «иноагенты» «нежелательные организации», «нежелательные люди» скоро появятся… Настали подлые времена. Вернулась эпоха пропаганды. Многие журналисты ушли в нее. Почему? Как писал Борис Слуцкий, — «Укаждого были причины свои: Одни — ради семьи. Другие — ради корыстных причин: звание, должность, чин. И бог — усталый древний старик, Прячущийся в облаках, Был заменен одним из своих, в хромовых сапогах».
Хромовый сапог прошелся и по журналистике. И топчется по ней со смаком и хрустом и сейчас. Расследовательская журналистика преследуется, а значит, дело, которому Симонов посвятил свою жизнь, дело ЕГО Фонда защиты гласности и сейчас нужно профессиональному цеху. Да и стране в целом… Черепаха ползет.
Григорий Пасько, журналист, директор Фонда 19/29.